FANDOM

«Война подобная той, что на Украине»

Часть 1: Введение

После прочтения тезисов, которые изложены внизу, один мой оппонент задал два вопроса:

1. Ты предполагаешь, что Россия, Украина и т.д. не являются капиталистическими государствами. Какие аргументы есть в пользу этого?

2. Если на Украине не идет война за свою независимость (как считает мой оппонент, к слову – украинский националист), то какая война идет на Украине? Какого типа эта война? Где раньше происходили подобные войны?

Western Marxism
Ответ на каждый вопрос в жизни может быть кратким или длительными, в зависимости от задачи которая стоит перед нами, или публики, с которой мы разговариваем. Перед нами сейчас стоит задача дать вводные аргументы для статьи, и потому длинный ответ на вопрос, какого типа государства являются Россия, Украина, и т.д. мы отложим на будущее. Одно рассмотрение предыдущих мнений по этому вопросу у голландского профессора Marcel van der Linden(а) занимает целую книгу (“Western Marxism and the Soviet Union”, 2007 г.). Книга посвящена так называемому «Русскому вопросу», т.е. какова социальная природа России после революции 1917 г.?

Автор данной статьи придерживается точки зрения изложенной полнее всего Л. Троцким в его книге «Что такое СССР, и куда он идет?», 1936 г. Суть аргумента в том, что СССР, и подобные ему государства является «переходными», т.е. лежащими между капитализмом и социализмом. Также как между детством и взрослым возрастом лежит переходный период, известный как «подростковый» - и это самый сложный и определяющий период в жизни многих людей – также и в развитии социальных формаций между капиталистической формацией и социализмом лежит переходный период, который можно назвать «советским» или (лучше) «сталинистистским» типом государства.

Сталинистский тип государства имеет несколько этапов развития, или распада, также как радиоактивный элемент. На первом этапе мы видим «Термидор», т.е. подавление демократии в обществе и подавление революционных элементов в партии, но при этом основы хозяйственной жизни остаются в руках государства, а бюрократия, которая образовалась как отдельная каста, играет частично прогрессивную роль в развитии общества: форсирует индустриализацию, противоречиво возглавляет борьбу против фашизма.

Следующий этап в жизни сталинистского государства можно назвать «Реставрацией», по аналогии с реставрациями Стюартов в ходе Английской революции XVII века, и реставрацией Бурбонов в ходе Французской революции XVIII-XIX веков. Здесь, бюрократия, которая раньше только распоряжалась государственной собственностью, пытается перевести фактические отношения в юридические, т.е. сделать государственную промышленность, и производительные силы вообще, своею частной собственностью, оформить таким образом право наследства своим детям. Недостаточно еще передать пост в государственной иерархии, как-то часто делалось в период заката СССР; необходимо, чтобы за этим постом были закреплены материальные богатства.

«Пытаться что-то сделать» и «действительно что-то сделать» - это две большие разницы, как то понимают люди, которые действительно что-то делают, а не оперируют абстрактными понятиями в отрыве от таких понятий Аристотелевой логики как «потенциальность» и «актуальность». Например, «хотеть сделать яхту» и «сделать яхту» - это далеко не одно и то же. Аналогично и по отношению к попыткам реставрировать капиталистическое общество и государство в переходных обществах. Номенклатура, которая в наше время срослась с мафией, пытается приватизировать государственные производительные силы, пытается деградировать общественные институты переходного общества и перевести все отношения назад в русло капиталистического расчета и холодных денежных отношений. На пути к своему идеалу, мафия встречается прежде всего сама с собой, ибо номенклатура прежде единого государства раскалывает общество и государство по этническим и национальным признакам, дабы таким образом было легче прикарманить то, что раньше было целиком государственной собственностью. Таким образом, была расколота Югославия в начале 1990-х годов на отдельные национальные республики, и в стране началась гражданская война.

Преддверием подобных война является рост национализма, как государственной идеологии. Интернационализм, дружба народов, которая была государственной идеологией на восходящем этапе данного государства, сменяется национализмом. Так, в Югославии мы видим сербский шовинизм, в СССР великорусский шовинизм, в Китае рост китайского национализма, и т.д. Суть в том, что мы имеем дело в однотипным явлением во всех переходных странах.

Итак, распад по национальному признаку, и последующая гражданская война – это типичные этапы распада переходных государств. Возможны вариации на данную тему, как, например, в России была Чеченская война в результате того, что мафия в Москве и Грозном не могла поделить между собой доходы от чеченской нефти. Тут, со стороны России мы видели великорусский шовинизм, который видел в жителях Кавказа не людей, а «черножопых», которых можно и нужно давить. Со стороны чеченцев, мы наблюдали ответную реакцию в виде роста национального и религиозного сознания, которое воспевал в своих песнях чеченский боец и бард Тимур Муцураев в конце 1990-х (например, слушать тут).

Текущая война на Украине – это гражданская война подобная той, которую мы видели в Югославии в 1990-х, в России (первые взрывы – бойня за Белый Дом в 1993 г., затем первая и вторая Чеченская), в Грузии (Абхазия в 1992-3 гг., Южная Осетия в 2008 г.), в Молдавии (Приднестровская Молдавская Республика в 1992-3 гг.), и др. Этот тип войны начинается двумя кланами бандитов, которые не поделят между собой – территорию, собственность, вооруженные силы и государственный аппарат. Они вовлекают в эту войну рядовых обывателей, воспитывают в людях национальную рознь и ненависть, прививают церковный тип сознания. Это полностью исчерпавший себя социальный слой. 

Как обычно бывает на войне, один клан бандитов привлекает на свою сторону одну из господствующих в мире военных группировок, и другой клан – другую. Так было еще во времена Пелопоннесской войны в V веке до нашей эры – война между двумя провинциальными городами привлекла в свой водоворот Афины с её союзниками, с одной стороны, и Спарту, с её союзниками, с другой. Эта война, как известно, была долгой и кровавой, и закончилась полным поражением Афин. Однако, и Спарта не стала мировым гегемоном...

Война между двумя кланами бандитов на Украине вовлекает в свою орбиту российскую военную мощь, с одной стороны, и американцев, и их союзников по НАТО, с другой. Одной из основных целей НАТО, с времени его основания после Второй Мировой, было подавление коммунизма. Гражданская война на Украине – это удобный повод для реализации этой цели, во-первых, через навязывание Украине капиталистических реформ, во-вторых, через противоборство с Россией руками украинских солдат и общества.

Загребать жар чужими руками – это верх военного искусства.

Однако, как заметил еще Милован Джилас, любая современная война имеет тенденцию к расширению и глобализации. НАТО сумело установить на территории бывшей Югославии военную базу “Bondsteel”, что, однако, 1) привело её на грань войны с Россией, 2) привело к расколу внутри НАТО, так что Германия и Франция решили совместно создавать группу войск, отдельно от США и Великобритании.

НАТО пытается «стабилизировать» бывший СССР, создавая на его территории военные базы, подкупая диктаторов (Таджикистан) или навязывая своих марионеток (Украина). Все это ставит эту организацию на путь войны с Россией, а также на путь военного противостояния внутри самой организации. Не забудем, что антагонизмы между империализмами вызвали Первую и Вторую мировую войны. “Fuck the EU”, втайне сказанное американским дипломатом в ходе противостояния на Украине, было услышано всем светом.

Войны в переходных государствах являются прологом к новой мировой войне. Как отметил еще Збигнев Бзежинский в 1997 г., в книге «Большая шахматная доска», бывший СССР – это новые «евроазиатские Балканы», т.е. территория, из-за соперничества над которой сталкиваются между собой несколько мировых держав.

Все предыдущие мировые войны заканчивались совсем не так, как их планировали их создатели. Все предыдущие мировые войны приводили к росту революционного сознания и революционными волнам, которые ощущались по всему миру. Не думается, что новая мировая война будет исключением.

Дальше: ближайшие причины этой войны