Fandom

System of knowledge Wiki

Как следует понимать что такое социальная революция?

999pages on
this wiki
Add New Page
Comments0 Share

Предыдущая: свержение короля 10 августа 1792 г.

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

При рассмотрении фундаментального вопроса, следует вначале изложить мнения предшественников, а потом собственное.

1. Бабеф, 1795

Бабеф, в "Tribun du Peuple" N34, пишет: "Что представляет собою политическая революция вообще? И что представляет собою Французская революция в частности? Это открытая война между патрициями и плебеями, между богатыми и бедными". А вот что Бабеф еще говорит о войне между "патрициями" и "плебеями": "Она идет вечно; она начинается с появлением учреждений, стремящихся передать все богатства одним и отнять все у других..." Значит, война между богатыми и бедными начинается с расслоения общества на богатых и бедных; когда эта война из скрытой формы переходит в открытую, мы имеем революцию.

Далее, в "Tribun du peuple" N34 Бабеф дает нам свое понимание причин революции: "Когда несовершенные и нерациональные учреждения какой-нибудь нации привели к тому, что народная масса разорена, унижена и скована невыносимыми цепями, когда большинство доведено до нестерпимого положения, тогда обыкновенно вспыхивает восстание угнетенных против угнетателей. Чувство угнетения, испытываемое в таком положении, становится той причиной, которая вызывает движение, волнение и попытки выйти из неловкого положения. Масса естественно начинает задумываться над вопросом об изначальных правах человека... Люди скоро приходят к убеждению, что природа создала каждого человека равным в правах и потребностях со всеми его братьями; что это равенство должно быть непреложным и бесспорным; что интересы отдельной личности при вступлении ее в общежитие не должны испытывать никакого ущерба; что гражданские учреждения не только не должны посягать на всеобщее благосостояние, требующее безусловного сохранения этого равенства, но и гарантировать его ненарушимость. По рассмотрению вопроса о том, что должно быть, приступают к рассмотрению того, что есть. И тогда обнаруживается, что подавляющее большинство членов общества лишено своих прав и испытывает недостаток в самом необходимом. Не приходится затратить много времени для того, чтобы заметить, что недостаток в необходимом, на который обречена самая здоровая, самая трудолюбивая и самая многочисленная часть народа, обусловлен отнюдь не природой. Последняя никогда не выказывает неблагодарности, она никогда не отказывается обильно снабжать всех своих детей продуктами, необходимыми для существования. Не ее вина, если они не умеют, как следует, распределять между собою ее дары; не ее вина, если одни из них оказываются настолько преступными и наглыми, чтобы грабить, а другие настолько слабохарактерными чтобы давать себя стричь. Таким образом ясно обнаруживается, что лишения подавляющего большинства объясняются изобилием и крайним богатством незначительного меньшинства. Это ничтожное меньшинство образует в государстве касту монополистов и узурпаторов. Члены этой касты утверждают, что они достигли ограбления своих братьев на законных основаниях. Но вскоре убеждаются, что это произошло благодаря отвратительным учреждениям освященным правительствами. Тогда начинается критика правительств. Убеждаются, что они связаны узами сообщничества с патрициями-монополистами. Вскоре, конечно, выясняется, что ограбление массы явилось должным результатом положенных в основу общества законов; именно они дали ничтожной кучке людей возможность наложить свою руку на все. Но в таком случае эти закон составляют просто ужасающий кодекс грабительства". Далее, по схеме Бабефа, следует военный манифест, который есть плебейский пролог к восстанию и революции.

Итак, причина революция - в чувстве угнетения, которое испытывает большинство населения. Это чувство связано с критикой правительств и "патрициев", которые устанавливают такое положение вещей.

2. Карлейль, 1837

Для Карлейля, революция есть следующее: "...это открытое восстание и насильственная победа вырвавшейся на свободу анархии против разложившейся, исчерпавшей себя власти; это анархия, которая взламывает тюрьмы, выплескивается из бездонных глубин и бесконтрольно, неудержно бушует, охватывая мир, которая нарастает от приступа к приступу лихорадочного бешенства, пока не перегорит сама собой, пока не разовьются элементы нового порядка, которые она содержит (ибо любая сила содержит таковые), пока анархия не будет если не упрятана снова в тюрьму, то обуздана, а ее безумные силы не окажутся направлены к своему предначертанию как здравые и контролируемые ... Разрушительный гнев санкюлотизма - вот о чем мы будем говорить…"

Итак, революция, по Карлейлю, это:

1) поднятие глубин общества,

2) разрушающий гнев наиболее угнетенных слоев населения,

3) их открытое восстание,

4) победа анархистов над разложившейся властью при помощи насилия,

5) развитие элементов нового порядка,

6) обуздание анархии.

3. Кропоткин, вторая половина 19 века

Посмотрим, что говорит о революции Кропоткин: "сами по себе крестьянские восстания еще не составляют революции, даже если они принимают такие грозные формы, как пугачевский бунт, происходивший у нас в 1773 г. Революция есть нечто неизмеримо большее, чем ряд восстаний в деревнях и городах; большее, чем простая борьба партий, как бы кровопролитна она ни была; больше, чем уличная война, и гораздо большее, чем простая перемена правительства, подобная тем, какие происходили во Франции в 1830 и 1848 гг. Революция - это быстрое уничтожение, на протяжении немногих лет, учреждений, устанавливавшихся веками и казавшихся такими незыблимыми, что даже самые пылкие реформаторы едва осмеливались нападать на них. Это - распадение, разложение в несколько лет всего того, что составляло до того времени сущность общественной, религиозной, политической и экономической жизни нации; это - полный переворот в установленных понятиях и в ходячих мнениях по отношению ко всем сложным отношениям между отдельными единицами человеческого стада. Это, наконец, зарождение новых понятий о равенстве в отношениях между гражданами, которые скоро становятся действительностью и тогда начинают распространяться на соседние нации, перевертывают весь мир и дают следующему веку его лозунги, его задачи, его науку - все направление его экономического, политического и нравственного развития."

Итак, революция по Кропоткину предваряется бунтами более угнетенных слоев населения; сама она заключается в уничтожении основных, базовых институтов общества. Революция приводит к появлению новых понятий о равенстве, которые являют собой программу будущего общества.

4. Где начинается и где кончается революция? 

Не случайно, ошибочно, считают, что Французская революция закончилась в 1794 году. С этой точки зрения, революция закончилась с падением мелкобуржуазного демократа Робеспьера. На самом же деле, пролетарская революционная волна - восстания жерминаля, прериаля и Заговор во имя равенства - только поднималась, и это во время известной термидорианской реакции.

Созревание революции можно наблюдать по тому, когда наступает эта термидорианская реакция. Если во Французской революции она наступает еще до того, как санкюлоты самостоятельно поднялись на восстание, то в Русской революции она наступает в ходе гражданской войны между большевиками и белыми. Иными словами, каждая конкретная революция показывает полную диалектику социальной революции вообще, но если более ранней революции понадобилось 4 года чтобы добраться до воцарения мелкобуржуазной демократии, то более поздняя революция пробежала фазу народной демократической революции всего за несколько месяцев.

Следующий этап мировой революции начинается примерно там, где остановила свое развитие предыдущая, наиболее передовая революция. Быстро пробежав ранние этапы, как бы в виде повторения, новая революция работает над резрешением тех задач, которые были поставлены, но не разрешены предыдущей. 

Вообще диалектику Революции кратко можно описать так:

1) борьба "третьего сословия" с феодализмом и его пережитками;

2) народное восстание;

3) буржуазное правительство;

4) партийный заговор в сочетании с народным движением;

5) диктатура наиболее радикальной партии.

В более ранних революциях гражданская война начинается на более ранней стадии (хотя добраться до нее и стоит большего времени). В более поздних революциях гражданская война начинается только с приходом к власти социалистической партии в отдельной стране. Будущая революция сразу перейдет к международному масштабу и гражданскую войну следует ожидать именно в этом диапазоне.

Следует также заметить, что более поздние революции "перескакивают" через фазы, например через №3, образование буржуазного правительства через народное восстание.

Однако революция не ограничивается названными периодами.

6) Революция включает в себя период преобразования общества, на основании новых производственных отношений. Именно в этом смысле Фидель Кастро говорит, что Революция на Кубе продолжается. Новые, более рациональные производственные отношения есть то, ради чего осуществляется социальная Революция. П.Щеголев, перефразируя Бабефа, говорит: "Всеобщее благо - вот истинная цель революции."  

7) Революция также включает в себя реакцию, откат, термидор, сталинизм. Ведь все до сих происшедшие социальные революции обязательно демонстрировали частичное возвращение на старые, уже пройденные позиции.

8) Вместе с тем, следует признать, что более старые революции (Английская, Французская) показали нам, что Реставрация не есть последняя фаза революции. За ней в следует фаза политических революций, т.е. смены правительства при отсутствии радикальной смены в основных учреждениях общества. Таким образом, закрепляется строй созданный социальной революцией.

5. Причины революции

Именно Революцию в технике и науке (т.е. развитие производительных сил) следует признать основой для социальной Революции. Они есть две стороны - объективная и субъективная - одного и того же процесса. Именно прогресс в сельском хозяйстве, торговле и мануфактурах, с одной стороны, и препятствия чинимые этому феодальными порядками, с другой, привели к гильотине Людовика XVI. Не зря Николай I так подозрительно относился к проекту первой железной дороги между Москвой и Петроградом.

Революция следовательно имеет свои истоки в период начала самостоятельного изготовления орудий труда и приобретения определенных навыков, как то искусство контролировать огонь. Революция, начавшись в примитивном коммунистическом обществе, вначале приводит к образованию социальных классов, а затем к их упразднению.

Из нашего рассуждения следует, что Революция есть непрекращающийся феномен. Она вовсе не есть момент истории вокруг одного или нескольких восстаний, она скорее есть сама эта история. С теоретико-познавательной точки зрения, то, что мы называем "историей" должно быть названа как Революция. Революция, также как история раньше, является с одной стороны объективным феноменом, а с другой учением о нем, т.е. наукой. Но в отличии от истории, Революция утверждает возможность для людей сознательно воздействовать на ход событий в обществе. Революция утверждает общественных эксперимент, и нашу способность учиться на этом.

Дальше: Свержение Жиронды