FANDOM

Часть 5

Часть 6: Формирование универсального, или цельного, человека

1. Современный теоретический подход к целому называется «теория систем». Следовательно, тот, кто устремляется к целому является "системным" человеком. Это не в смысле что он(а) является частью общественной системы, а в смысле что этот человек способен на системное, многомерное мышление и действия. 

Map-of-knowledge

Карта знания

2. Теория систем не является единственно возможным путем к объединению знания. Систематизация знания возможна через подход, называемый мною «карта знания». Здесь аналогом является карта Земли, которую необходимо было начертить мореплавателям и географам в «эпоху великих географических открытий» (XV-XVII века). Сегодня необходимо понять форму «континентов» и «океанов», которые формирует наше знание в целом. Нам нужно понять отношения, в каких находятся эти массы по отношению друг к другу.

3. Любой путь в жизни, если только относиться к нему серьезно, ведет от частностей к общим вопросам. Например, человек может начать как клоун, но затем стать актером, директором, композитором, основателем студии, общественным деятелем (Чарли Чаплин). Если относится серьезно к математике, то можно подойти к созданию программы, которая претендует на то, что сможет выдавать ответы на все задаваемые вопросы (Stephen Wolfram ).

4. Расширение масштабов любой дисциплины, любого вида знания приводит нас к универсальному знанию. К примеру, если зададимся задачей сделать революцию наукой, тогда по необходимости мы будем изучать не одну революцию, а несколько, для того, чтобы сравнивать их друг с другом. Это позволяет нам видеть их общие закономерности. Далее, мы должны будем увидеть, что понятия «революция» тесно связано с понятием «эволюция», ибо одно приводит к другому. Дальше, понятие «революция-эволюция» (по сути, это одно целое понятие, также как «пространство-время», ибо одно без другого не встречается) не ограничено общественной сферой, а увязано с аналогичным понятием в производстве вообще. Например, мы говорим о структуре научной революции. Следовательно, понятие революция-эволюция ведет от общественных проблем к научным, познавательным и производственным.

5 «Цельный» человек не есть то же самое, что энциклопедист. Энциклопедист – это специалист в более чем одной области. Цельный человек заинтересован в целом, «во всем сразу» (как поет Lenka ).

6. Цельный человек – это передовой человек своего времени, даже намного впереди своего времени (как, например, Циолковский). Он должен быть революционером, либо в области познания (Колумб безусловно был цельным человеком, ибо свои предположения о материке по ту сторону океана основал на опыте своих плаваний и через теоретическое изучение вопроса), либо в общественных отношениях, либо в том и другом (как например Бенджамин Франклин, Николай Кибальчич).

7. Для того, чтобы стать цельным человеком, необходимы «свобода» и «творчество». Когда этого нет, невозможно выйти за рамки «нормальной» программы, за рамки узкого предмета, и перейти в другой предмет, часто противоположный вид деятельности. Все лидеры в различных сферах знания добились для себя свободы творчества, и потому являются «цельными» личностями. Например, физик Гарретт Лиси (Garrett Lisi), создавший геометрическую «теорию всего» (см. его презентацию ), является также кочевником, серфингистом, и любовником. Он говорит, что если происходит что-то неладное в одном отсеке его жизни, то он переключается на другое. 

8. Если человек является по преимуществу работником физического труда, то в свое свободное время ему следует усиленно заниматься чтением, по возможности самому писать, а также путешествовать. С другой стороны, если мы имеем дело с человеком по преимуществу теоретического рода деятельности, то в свободное время ему следует заниматься каким-то физическим трудом, а также путешествиями. Велосипед в этом смысле очень подходит: это как физическая нагрузка, так и способ путешествия.

9. Очень важным моментом в становлении цельного человека являются общие собрания организации, коллектива, в котором живет и трудится человек. На этих общих собраниях должны обсуждаться ключевые вопросы, связанные с деятельностью данной организации, и выноситься решения. Таким образом, каждый человек привлекается к руководству.

10. Ротация кадров также является важной в становлении цельного человека. Деятельность организации должна быть отлажена таким образом, что каждый мог попробовать себя в различных направлениях деятельности.

Cheguevara-working

Че за работой, уборка сахарного тростника.

11. Необходимо восстановить практику добровольной общественной работы, но так, чтобы первыми, кто в ней будет участвовать были сами лидеры общества. Например, мы видим, как Че Гевара работал на полях сахарного тростника, или как простой грузчик. Если лидеры не будут участвовать первыми, то понятие добровольной работы будет извращено, унижено, растоптано в грязи.

12. Молодых людей следует посылать в наиболее бедные уголки земли в качестве добровольцев”. Когда молодой человек проникнется проблемами наиболее бедных людей, он становится революционером, т.е. человеком горячо защищающим справедливость. Пример подобного мы видим в жизни Тани Неймейер .

13. Практика строительства и плавания на парусных судах является отличной школой. Здесь, по необходимости? человек выучивается делать множество разных вещей. Плавание на морях и океанах обучает мужеству и умению уживаться в коллективе в экстремальных условиях. Более того, такая практика обучает наглядно географии и раздвигает узкие национальные рамки.

14. Любые виды творчества должны быть поддержаны. Творческие центры должны существовать как для детей, так и для взрослых. Вернее, они не должно быть разделение на возрастные группы. Взрослые должны обучать детей творчеству, и самим быть творческими.

15. Половые отношения отрицающие частную собственность должны быть изучены и поддержаны. Одним примером подобного движения в современности является «полиамория», т.е. множество любовных отношений с разными людьми, с согласия этих людей.

Оглавление