Fandom

System of knowledge Wiki

Комментарий к книге С. Платонова "После коммунизма"

999pages on
this wiki
Add New Page
Comments0 Share

С. Платонов - вымышленная личность, жившая якобы в 1949-1986 гг. Книгу С. Платонова "После коммунизма" можно прочесть тут .

I. Постановка цели

1. До сих пор предполагалось, среди коммунистов, как само собой понятное цель движения: "коммунизм". Мало кто осмеливался спрашивать "Что это такое?" ибо считалось само собой разумеющимся, что это: 1) общество без социальных классов; 2) общество в котором все средства производства обобщены, причем под "средствами производства" понимались заводы, фабрики, земля, и т.д.; 3) говорить что-то большее о коммунизме считалось неприличным, чем-то вроде утопизма.

Такие теоретики как А. Фетисов и С. Платонов, возвращаясь к раннему Марксу, заново ставят вопрос о цели коммунистического движения. А. Фетисов (см. "Ответ Вадиму" ) отвечает на вопрос так: коммунизм в данное время есть присвоение всех знаний которые выработало человечество. Следовательно, в большей степени коммунистами являются не те, кто идет на демонстрации под "коммунистическими" лозунгами (хотя "имя им - легион"), а те, кто занимается присвоением знаний. Оценивать коммунистический потенциал человека следует именно с этой позиции: насколько он способен самостоятельно идти к усвоению знаний. С такой позиции, например, Декарт оказывается в большей степени коммунистом, чем допустим современные нам практики "троцкистского" движения.

2. Платонов подходит к теме о цели с другой стороны. Он указывает нам на 3 "царства", или эпохи, о которых писал Маркс: 1) "доисторическую", т.е. от примитивного человека до капиталистического общества; 2) коммунистическую эпоху, т.е. от экспроприации помещиков и капиталистов до снятия последних форм отчуждения; 3) позитивно гуманистическую, основным содержанием которой является всестороннее гармоническое развитие каждого человека и общества в целом. Следовательно, коммунизм не есть конечная цель движения, а есть только настоящее движение снимающее ту или иную форму отчуждения, или, что то же самое, форму частной собственности. В этом смысле коммунизмом является даже измена супругов друг другу, ибо уничтожает семью, т.е. частное детопроизводство. Настоящей целью движения является не коммунизм, т.е. борьба связанная со снятием частной собственности, со всеми ее катаклизмами, а настоящей целью является гуманизм.

3. Переход к гуманизму связан со снятием последовательных слоев отчуждения. Эти слои, или формы отчуждения человека от своей "сущности", возникли в результате развития производительных сил. Это: 1) стереотип и обычай - в архаичном обществе; 2) ритуалы - в первичном коллективном обществе; 3) система родственных отношений - в родовом обществе; 4) личная собственность - в первобытно-общинном строе; 5) внеэкономическое принуждение - в азиатском обществе; 6) регламентация и законы - в рабовладельческом обществе; 7) отношения вассалитета - в феодальном обществе; 8) покупка права за деньги - в абсолютистском обществе; 9) товарно-денежные отношения - в капиталистическом обществе.

4. Снятие этих форм отчуждения приводит к тому, что в первом строе, который образовался после капитализма, отношения скорее всего напоминают те, что существовали в феодальном обществе (вассалитет). В эпоху Реставрации, т.е. при попытки вернуться к капиталистическому укладу, все больше проявляются отношения абсолютистского общества (покупка права за деньги), так и отношения капиталистические (эксплуатация человека человеком). При этом, формы отчуждения которые присутствовали в более ранние эпохи - как то например семья, ритуалы, государственные законы, и т.д. также присутствуют. Их снятие - это дело революций последующих за той, что снимет формы отчуждения которые на данный момент больше всего являются препоной - бюрократ заправляющий своей "вотчиной", отношения купли-продажи прав (например служебного места в целях наживы), и откровенно капиталистические отношения .

Закон также есть форма отчуждения человека от своей сущности, но "анархия" не есть немедленная цель нашей революции. Государство, а вместе с ним и политические законы, будут сниматься в результате революции, которая последует вслед за той, что будет немедленно. Следовательно, цель ближайшей революции: снятие отношений вассалитета ("ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак"), коррупции, и капитализма. На место старого, капиталистического понятия о богатстве должны выступить новые понятия о богатстве как о власти которую человек приобретает над природой и над самим собой, в силу собственных знаний.

II. Этапы реализации цели

1. Платонов, будучи системным специалистом, предлагает системный подход к разработке и

Scheme
развитию поставленной цели. Системный подход означает: 1) постановку ближайшей и дальней цели, теоретическое изучение этапов становления цели; 2) изучение того социального организма, который предназначен воплотить цель в жизнь; 3) выявление потенциальных сил которые готовы, в силу своего положения в производственных отношениях, взяться за реализацию целей; 4) создание программы, алгоритма действий, который основан на теоретическом, историческом материале который накоплен на предыдущих этапах; 5) действительная революция, или реализация программы, или создание предпосылок необходимых для ее реализации; 6) культурная революция, которая делает широким достоянием те знания, на которых основывались революционеры, закрепление в сознании масс понятия о необходимости происшедшего и настоящего переворота в общественной жизни.

2. Такое понятие о цели, об этапах ее разработки очень ценно для нас. Большинство революционно-настроенных личностей бродят в потемках голой практики, ничем не освещенной пониманием. Они ходят на демонстрации, входят в различные революционные группы, иногда даже издают листовки и газеты, но подняться выше самостоятельно не могут. Дело в том, что у нас напрочь отсутствует современная теория революции.

Человек со средним образованием не в состоянии пока самостоятельно начертить для себя "стратегию жизни", и преследовать ее через все противоречия и трудности. Большинство из революционно-настроенных молодых людей сбиваются в начале пути, ибо не в состоянии подняться к абстрактному пониманию. Сила Платонова в том, что он дает нам правильную программу действий, как для единичного человека, так и для революционной партии на "ближайшее" будущее. Это действие состоит в: 1) постановке цели не как абстрактной, а детально разработанной, на основании исторического опыта; 2) изучении того социального организма, который предназначается для разработанной цели; 3) выявление революционных элементов в нем; 4) создание конкретной программы и предпосылок для ее осуществления; 5) проведение революции; 6) закрепление ее результатов в массовом сознание.

III. Появление знания в качестве ведущей производительной силы

1. Переход к коммунизму - это переход от присвоения и развития производительных сил к присвоению и развитию производительных отношений. Что означают "производительные силы"? У С. Платонова, производительные силы это не только машины, здания, и т.д., т.е. технические средства, но и способ их эксплуатации. Таким образом, производительная сила - это допустим не только этот компьютер сам по себе, но данный компьютер употребляемый мною для редактирования данного текста. Производительная сила - это не просто "велосипед", но велосипед который употребляется каждое утро мною для утренней гимнастики (и таким образом способствует здоровью, что в свою очередь является производительной силой). Таким образом, "производительные силы" - это конкретно-исторические способы деятельности людей.

2. Простое "присвоение" производительных сил произошло в нашей стране в 1917 г. Во Франции "присвоение" производительных сил произошло в 1789 г. Под "присвоением производительных сил" поэтому подразумеваются основные производительные силы которые существуют на данный момент. Во Франции 18 века таковой была земля, которая использовалась крестьянами для агрикультурных работ. В России основными производительными силами, в начале этапа индустриализации, были земля и фабрики. Именно это мы забрали у помещиков и капиталистов. Но присвоение производительных сил на этом не останавливается, т.к. сами производительные силы развиваются.

3. "Развитие" производительных сил в СССР - это индустриализация и коллективизация, это попытка "догнать и перегнать Америку" по количеству продукта на душу населения, по производительности труда, и в конечном счете по уровню культуры населения. Развитие производительных сил на сегодняшний день (во всяком случае в развитых странах) не означает индустриализацию. Сегодня это в первую очередь означает развитие информационных технологий. Конкретно это выражается в количестве современных компьютеров на душу населения и в возможности доступа к сети Интернет.

4. Что означают "производительные отношения"? Дело в том, что современные производительные силы имеют общественную природу. Это возможно сформулировать так: чем более современна та или иная производительная сила, тем более общественной она является. Например, одиночными усилиями можно построить небольшую лодочку. Но для того чтобы построить большую космическую станцию, необходимы усилия множества государств. Производительные отношения - это взаимоотношения между людьми необходимые потому, что современные производительные силы имеют общественную природу. Формы этих взаимоотношений очень различны: от неформальных - например, "услуга за услугу" - до высоко регламентированных, прописанных в контрактах, соглашениях между государствами, и т.д.

5. "Присвоить" производительные отношения - это значит изъять из них тех посредников, которые регламентируют производительные силы, тех кто координирует все то множество людей и технических средств которые составляют современные производительные силы. Присвоить производительные отношения - значит взять на себя участникам производительного процесса те дополнительные функции, которые выполняют посредники, координаторы производительных сил. Присвоить производительные отношения - значит самим регламентировать их процесс. Это значит обходиться без "предпринимателей", "учреждений", "школ", и прочей волокиты. Это значит добиваться результата более действительного чем тот, что гарантируют производительные силы регламентируемые государством, или частными собственниками. В ходе "присвоения" производительных отношений происходит их развитие, ибо продолжать хозяйствовать так, как это делалось по старому, и добиваться более высоких результатов, невозможно.

Платонов, выступая за "присвоение и развитие производительных отношений" по сути выступает за организацию производства без бюрократии, организацию производства самими ассоциированными участниками этого производства. Предмет деятельности непосредственных участников производительного процесса меняется. От специализированного понимания своего предмета, от пассивного восприятия внешних условий в которых он практикуется, участники процесса должны перейти к широкому освоению всех сторон деятельности связанных с данным предметом, к активному развитию собственной концепции предмета, к творческой его переработке, к трансформации его в новый предмет.

6. Предмет деятельности меняется, потому что от материального производства современное человечество переходит к "духовному" производству. Новой, передовой, ведущей производительной силой общества становится знание. Подлинное знание эротично по своей природе. Оно означает диалектику познающего и познаваемого, например студента и преподавателя, через которого познается нечто большее чем узкий предмет. Познание означает открытие поля самодеятельности для познающего субъекта, возможность творческой самореализации. Такой подход и означает "развитие производительных отношений", т.е. развитие таких отношений между познающим и познаваемым, которые способствуют наиболее широкому и деятельному освоению нового, еще неизвестного, но уже освещаемого первыми лучами новой эпохи. Приобретение знания аналогично прибытию к новым, неизведанным островам в резульатате длительного плавания через океан.

7. Переход от собственно материального присвоения всей природы к присвоению собственно всего знания вызвано тем, что мы вообще переходим от понимания и усвоения предмета к пониманию и усвоению знаний о нем. Например, когда мы впервые сталкиваемся с новыми мыслями, мы стараемся их усвоить, например делаем выписки из текста, пишем свои замечания, и т.д. Однако, когда мы стараемся подвести итог всему тому, что мы усвоили, мы не "читаем" заново оригинал, а наши собственные работы, направленные на усвоение первичного материала ("природы"). Наши собственные работы и есть знание. Таким образом, на протяжении развития всего процесса производства, мы отдаляемся от первоначальной, девственной природы, которую осваиваем, к собственным знаниям о том, что мы усвоили. Сам предмет, или "природа" постепенно усложняется. От грубой природы мы переходим к природе в которой участвует человек, общество. Например, чтобы съесть хлеб мы не сеем, как раньше, а идем в магазин, где хлеб покупаем. Следовательно, предметом размышления теперь являются "товарно-денежные" отношения в магазине, а не земля и способ ее обработки.

8. Главный недостаток нашей эпохи это то, что вместо целого нам подсовывают кусок, вместо знания вообще нам дают фрагменты знаний, или даже не фрагменты, а фрагментики или иллюзии которые власть имущие считают, что нам нужно знать. Имея только часть, или фрагмент знаний, мы не сможем стать теми высокообразованными личностями (я не говорю "специалистами", ибо это понятие из индустриальной эпохи), которые смогут сознательно присвоить и развивать производственные отношения вплоть до их упразднения. Для этой задачи необходим широкий профиль, синтез различных областей знания, а не мелкая забота о хлебе насущном. Преодоление этого недостатка лежит через путь самообразования, т.е. приобретения собственного образования на основе информационных технологий.

Интернет дает массу информации, но не учит ее обрабатывать. Однако, именно процесс переработки и перевоплощения сырого материала в иное качество мы называем познанием. Поэтому, возможно прогнозировать в скором будущем появление новых "энциклопедий" в мультимедийной форме, которые будут учить всему кругу знаний, помогать познавать мир самостоятельно. Такие энциклопедии будут помогать составлять "карту" в океане знания, намечать путь прохождения от точки "А" до точки "Б", помогать составлять собственный план познания. Самое интересное то, что такая форма деятельности упраздняет собственность на наиболее передовой продукт современной эпохи. Из собственности "специалистов", или "системщиков", или "философов", знания вообще становятся широким достоянием. Долой интеллектуальную собственность, как последнюю форму частной собственности!

9. Упор на знании как основной производительной силы современного общества ставит под вопрос тезис материализма что "общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека…". Платонов пишет: "Из "Манифеста", "Анти-Дюринга" мы узнаем, что с момента революции имманентное саморазвитие производительных сил прекращается, и на смену ему приходит их сознательное и планомерное развитие и регулирование, что объективные, отчужденные производственные отношения, господствовавшие до этого над людьми, поступают под их сознательный контроль, что бывшая двигателем истории борьба классов исчезает вместе с самими классами... Тем самым переворачивается само отношение общественного бытия к общественному сознанию". Иными словами, не "общественное бытие" определяет "общественное сознание" в новую, коммунистическую эпоху, а наоборот: сознание определяет, формирует, направляет бытие, сознание становится определяющей силой, главным моментом общественного производства или творчества. Таким образом, тезис "бытие определяет сознание" применим к "доисторической" эпохе, в то время как "сознание формирует бытие" применим к коммунистической эпохе. "Первый ("предысторический") тип развития осуществляется вне зависимости от того, пытается ли кто-либо познать его законы, и насколько адекватен результат этого познания. В коммунистическую эпоху познанные законы работают в качестве активных элементов двигателя общественного развития", тем самым познанные законы превращаются в производительные силы первой величины.

10. Коммунизм больше всего требует революционных знаний, т.е. знаний о различных формах революций (научных, общественных), о целях революций, об этапах революций, о предпосылках для каждого этапа, и т.д. По отношению к этой науке - науке о революции - все другие науки, знания приобретают разряд второстепенных. Это есть знание о том, как развивать наше общество. Это знание сейчас больше всего необходимо для сохранения нашей цивилизации, ибо современные производительные силы, без нашего активного управления, уже превращаются в современные деструктивные силы. Знание о революции есть главная производительная сила на сегодняшний день.

11. Познание, как главная характеристика новой эпохи, упраздняет производственные отношения и упраздняет труд как универсальную форму совместной человеческой деятельности. Упразднение производственных отношений мы видим в современности, в эпоху информационной революции, когда становится возможным работать не в офисе, а у себя дома (например, писать программы). Более того, понятие "дом" становится чем-то постоянно двигающимся из одного места в другое, как например те вагончики (mobile homes, trailers) в которых живут некоторые американцы, британцы, и т.д. Также при помощи мобильного Интернета возможно работать с борта собственной яхты. Таким образом, уже сегодня некоторое количество трудностей связанных с взаимоотношениями с "руководителями" и "сотрудниками", с поездками на работу, отпадает.

Труд, в информационную эпоху, превращается в свою противоположность - усталость приходит в связи с недостаточной физической нагрузкой. Деятельность за компьютером называется "трудом" не потому, что она "трудная", а потому что она недостаточно трудная, т.е. развивает человека однобоко, по образу и подобию деятельности в индустриальную эпоху. Смены среды - из офиса в дом, из здания в мобильный домик, или на яхту, или в подводные поселения - помогает снять усталость, т.к. вынуждает человека развиваться разнообразно и гармонично. В разнообразии форм деятельности, в отсутствии "производственных отношений", а следовательно в возможности творчества, кроется возможность повысить производительность труда во много раз по сравнению с той, какой она есть при капитализме, или советского типа общества.

12. Формы взаимоотношения между людьми из "производственных", антагонистических, связанных с трудностями, с трудом, перейдут в формы совместной деятельности по созданию и творчеству, формы совместной самодеятельности, ранний пример которой видим в совместной деятельности Маркса и Энгельса. Такие взаимоотношения характерны для эпохи гуманизма, которая последует за эпохой коммунистических революций. "От воспроизводства средств производства мы переходим к новому типу общественного воспроизводства - воспроизводству человека". А это означает: 1) разработка и рождение нового типа человека на основе сознательного выбора желаемых качеств; 2) воспитание и образование нового типа человека проходит те же основные этапы, что и развитие нашей цивилизации; 3) конечной целью образования является научить человека самостоятельно учиться, быть творческой личностью, развивать и улучшать человеческие отношения.