FANDOM

Предыдущая: Иранские социалисты в Лондоне

1. Новая форма знания

Иранские социалисты пишут о марксизме как о «науке» (см. последнюю секцию их платформы). Но, если это наука, то о чем эта наука? Марксизм известен за свою экономику, политику, антропологию, искусство, литературу, и т.д. Итак, если под «наукой» мы подразумеваем специальный предмет, тогда марксизм не является наукой. Он является формой знания которая идет вслед за наукой. 

Специализация была создана на заре Промышленной революции с целью увеличения производительности труда и чтобы глубже копнуть в знания. Например, Адам Смит рассказывает, как производство иголок ускоряется через специализацию ремесленников. То же самое относится к интеллектуальным изобретениям Промышленной революции. Работая недавно с логарифмическими таблицами я заметил, что эта работа требует большого внимания и много времени. Отсюда, необходимость специализации.

Однако, на данном этапе развития, существует обратная тенденция: специализация мешает развитию, требуется интеграция различных направлений знания, мы нуждаемся в слиянии теории и практики, чтобы чувствовать себя здоровыми людьми. Нам требуется не новая «теория», или «наука», но новый образ жизни, который интегрально развивает наши физические и умственные силы. 

Все матери и отцы понимают необходимость общего развития для ребенка. Однако, когда дело касается взрослых, это считается чем-то невозможным, и даже нежелательным. 

Бесклассовое общество не разделено на «мыслителей» - т.е. капиталистов, управленцев, рабочей бюрократии – и «рабочих», т.е. нас всех остальных, 99% населения. Поэтому, человек который устремляется к коммунизму должен иметь теоретико-практическую, дуальную природу (как свет имеет дуальную, природу, как материя является в то же время энергией, и т.д.) 

Теория и практика всегда относительны друг друга. Если одно является абстрактным, то также и второе. Более того, внутри каждого из них постоянно происходит переход от одного ко второму. 

Марксизм является современной для эпохи Промышленной революции попыткой развивать знание в целом (а не одно его направление). Однако, сегодня марксизм находится в состоянии кризиса. У этого кризиса множество сторон. Одна из них  – это постулат о ведущей роли «рабочих» в современной революции, где «рабочие» понимаются главным образом как промышленные рабочие, «голубые воротнички». Однако, после Второй Мировой войны мы видим снижении роли этого класса в общественном производстве. Но самое главное в этом кризисе - это кризис научной парадигмы, кризис научного пути к познанию, где под "наукой" подразумевается специализированное, узкопрофильное знание, а не знание в целом, не все знание. 

2. Теоретическая самоорганизация 

Map-of-Knowledge
Подобно тому, как А. Богданов предлагал "Пролетарскую энциклопедию", которая бы послужила опорным пунктом и знаменем в революционной борьбе пролетариата в начале 20 века, так я предлагаю  «карту знания», которая должна помочь нам ориентироваться в современных "океанах" и "материках" познания. Социалисты должны четко организовать существующие знания, навести порядок в этом хаосе, для того, чтобы понимать, где у нас «белые пятна» и каким образом можно дальше развивать наше познание. 

Существующие энциклопедии явно не подходят для этой цели. Во-первых, они дают представление лишь о фрагментах знания, о "науках", или скорее даже о частичках наук, не указывая на общую структуру знания. Во-вторых, существующие энциклопедии пишутся "учеными" представителями буржуазии. Например, если мы хотим понять такое важное общественное явление как «национализм», то словари и энциклопедии дадут нам самое абстрактное, неживое представление об этом. Национализм как феномен в переходных обществах (бывший СССР, и т.д.) имеет корни в процессе распада этих государств, в процессе приватизации государственной собственности, в попытке превращения части номенклатуры в капиталистов. Об этом энциклопедии говорить не будут, ибо редактируются служками этого самого капитализма и бюрократии. 

3. Социализм

Cartoon 1959

"Крокодил", 1953 г.

Что есть социализм? Современное определение социализма должно даваться относительно опыта социалистических революций 20 века, а стало быть их результата.

В бывших "социалистических" государствах, власть взяли представители рабочего класса, и позже они деградировали до рабочей бюрократии, «номенклатуры». Сегодня, во главе переходных государств стоит «мафия», т.е. бывшая номенклатура, использующая различные нелегальные средства, в том числе организованную преступность, для узурпации власти и личного обогащения. 

Иранские социалисты пишут: «Были ли эти общества примерами разлагающегося рабочего государства или формами гос. капитализма? Или же мы наблюдаем новый вид производства, непредвиденный марксизмом? Эти три позиции и их вариации резюмируют серьезный анализ последних 70 лет». 

Данная проблема называется среди социалистов «природа СССР», или (среди западных марксистов, как профессор ван дер Линден) «русским вопросом». Однако, неверно ставить этот вопрос сугубо как «природу СССР», ибо были, и есть, другие аналогичные общества. Чтобы разъяснить проблему, мы должны использовать сравнительный метод, т.е. сравнить аналогичные общества, чтобы понять их общие черты и различия.

Взаимосвязь переходных государств и империализма очевидна: империализм прилагает все усилия, чтобы разрушить, стереть с лица земли переходные государства. Вспомним цели Гитлера в войне против СССР: «ликвидация СССР», война против большевизма. Аналогичное сегодня повторяется в отношениях между США и Россией. Поэтому, «Русский вопрос» перерастает в мировой общественный и политический анализ. 

Анализ иранских социалистов отношений в СССР ошибочен. Например, они пишут:  «Этот режим был не рабочим государством и не формой гос. капитализма. И он также не был новой формой производства. Русская революция была более или менее побеждена к 1924 г.; однако, победившая контрреволюция не смогла вернуть события к точке возврата капитализма».

Как же была «побеждена» Русская революция? Она не может быть побеждена мирными средствами. Она может лишь постепенно вырождаться, что и продолжается сегодня. Точка зрения иранских социалистов – это «реформизм наоборот».

Sugar2013regulation
Sugar2013price

Государство пытается регулировать цену на сахар, 2013 г.

О советской бюрократии иранские социалисты пишут: «хотя этот режим поддерживал более или менее один и тот же формат со времени его основания в эпоху Сталина и до его разрушения, нельзя отрицать, что он прошел различные этапы вырождения». Этот режим не исчез сегодня, но продолжает вырождаться.  Это признается всеми людьми со здравым смыслом, кто живет в бывшем СССР и сталкивается с остатками «советского» строя в «мелочах» повседневной жизни, от попытки отобрать у масс бесплатное образование и медицину, до регулируемых цен на хлеб, основные продукты питания, и квартирную оплату.

О природе законов регулирующих социализм, иранские товарищи пишут: «в период перехода к социализму, приоритет лежит в политике». Согласен. Это имеет важные философские последствия. В переходный период, «сознание» более важно, чем «бытие», и «субъект» более важен чем «объект», хотя между ними сохраняется двухсторонняя связь. 

Расширяя сказанное, мы замечаем, что каждый вид общества имеет свои собственные законы. Законы, которые формулировал Маркс, применимы для капитализма, однако лишь частично действуют в переходном обществе. Один пример этого - это «закон стоимости», действующий при капитализме, против «закона планового производства", который становится основным в переходном обществе (см. Евгений Преображенский , «Новая экономика», 1922-1938 гг.). Это еще одна причина сбросить тесные одежды марксизма и идти дальше. 

4. Социалистическая стратегия

Социалистическая стратегия, по аналогии с военной стратегией – это общий, недетализированный план, которому социалисты должны следовать, чтобы достигнуть свою дальнюю цель. Эта цель, по сути, есть наша оценка предыдущих социалистических революций и переходных государств.

NYTimes-Page1-11-11-1918

Как закончилась Первая Мировая война. Газета "Нью-Йорк Таймс", 11 ноября, 1918 г.

Оглядываясь на опыт революций, можно предположить, что новая революционная волна поднимется как результат новой глобальной войны, по сути Третьей Мировой. Можно также предположить – оглядываясь на опыт таких мировых протестных движений как «Арабская весна» и «Оккупируй» - что новая революция будет почти одновременной во всем мире. Возможно, она начнется на периферии современного капитализма, но затем быстро распространиться на весь мир. 

Чем будет вызвана новая мировая война? Оглядываясь на опыт бывшей Югославии, мы можем сказать, что процесс приватизации, борьба за передел собственности среди преступных кланов бюрократии приводит к распаду данных государств. Таким образом, эти страны представляют собой «новые Балканы», по выражению идеолога империализма Зб. Бзежинского (см. его «Большая шахматная доска», 1997 г.), т.е. это лакомый кусок, терзаемый внутренними раздорами, за который идет борьба среди мировых хищников.

«Новые Балканы», во-первых, стимулируют давнишнее желание империализма «ликвидировать» эти страны. Во-вторых, они приведут к вооруженной борьбе среди империалистических стран за больший кусок добычи, ибо мирным путем подобный раздел никогда не происходит. 

Однако, «Новые Балканы» могут стать прологом к «новому Октябрю». Революционные социалисты должны исходить из этой перспективы.

5. Социалистическая организация

Какова природа современной социалистической организации?

Нельзя рассматривать современный пролетариат, т.е. индустриальных рабочих, как современный революционный класс. Развитие современных производительных сил зависит от всестороннего знания, имеющего как теоретические, так и практические корни. Членами этой организации могут быть интеллектуалы, которые, кроме своей основной, теоретической деятельности, устремляются к практике и простым людям. Мне кажется, именно об этом пишет Ричард Бах в своей лучшей книге "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", 1970 г.

Клин
Будет ли эта организация «партией»? Партия происходит от слова party, «пирушка», т.е. сообщество друзей которые собрались в неформальной обстановке. Однако, перед подобной организацией стоит задача преодолеть военное сопротивление капиталистов, в капиталистических странах, и бюрократии, в переходных странах. А для этого понадобится военная организация. «Клин клином вышибают».

Но прежде чем это будет военная организация, должно быть создано ядро, просветительское по своей сути. Марксистское движение начиналось с простой кооперации между Марксом и Энгельсом, их совместной теоретической работой. Потом, когда уже появилась теория, началась эра пропагандистских организаций. Первой такой для России была организация созданная Плехановым за границей, а потом Лениным в Петрограде. 

Так как эта организация ставит своей целью международную революцию, то это конечно должна быть международная организация, что-то что следует за "Интернационалом".

Иранские социалисты пишут: «членом может быть кто-либо, кто принимает цели проекта и предпринимает определенные усилия, для того, чтобы их реализовать». Однако, этого недостаточно чтобы стать членом революционной организации. Эту дискуссию мы видели на 2-м съезде РСДРП в 1903 г. Разделение на "большевиков" и "меньшевиков" произошло именно по определению кто является членом организации. Членом революционной организации может быть лишь «профессиональный революционер».

Режим внутри организации - в отличии от большевиков - должен быть коммунистическим, т.е. члены организации на практике делятся всем. В этом, они больше похожи на "народников", на заре социалистического движения в России.