FANDOM

в 2016 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ПЕРЕВОДУ

возможность и вероятность решения задач возрастают при их постановке вобобщенной форме

Обобщение в то же время есть упрощение. Задача сводится к минимальному числу наиболее повторяющихся элементов; из нее выделяются и отбрасываются многочисленные осложняющие моменты; понятно, что решение этим облегчается; а раз оно получено в такой форме, переход к более частной задаче совершается путем обратного включения устраненных конкретных данных

Перед нами женщина с ее обычной судьбой: хозяйка, жена, мать. Кухня ставит ей ряд различных задач технического характера, обстановка и содержание квартиры — ряд задач тоже технических, но совершенно иного типа. Рынок, бюджет, а то еще прислуга вынуждают ее решать множество порой очень сложных вопросов «экономических». Отношения к мужу и детям, строй семьи с ее неизбежными противоречиями ведут ее по трудному пути задач со­циально-бытовых, иногда доходящих до полной неразрешимости при наличных элементах и силах. Выращивание и воспитание детей — запросы гигиенические, медицинские, педагогические, последние в огромном масштабе и разнообразии, со всей их идеологической базой. И всюду предполагаются специфический подход, специальный опыт и знание, специализированные методы. Какая необходима бедному существу универсальная гениальность, чтобы действительно успешно и планомерно справляться со всем этим! А если ее супруг — обычно также ее эксплуататор и повелитель — благодаря ей и может удерживаться в рамках более узкого диапазона, то самые задачи «добывателясредств» и «борца за жизнь» по суровой остроте постановки, по сложности и смутности, вплоть до неопределимостиданных, зачастую далеко превосходят те, с которыми имеет дело она.

ЧАСТЬ I

I. ВВЕДЕНИЕ

== ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И НАУЧНАЯ 
ВОЗМОЖНОСТЬ ТЕКТОЛОГИИ == Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей.

природа — великий первый организатор; и сам человек — лишь одно из ее организованных произведений

Основная метафора — первый зародыш и прообраз единства организационной точки зрения на вселенную.

В этом житейском опыте, не полном, но разностороннем, не научно-оформленном, но практически-жизненном, продолжает удер­живаться наивное единство организационной точки зрения, сти­хийная, но глубокая тенденция к единству организационных методов.

Основным его хранилищем служит общенародный язык.

Специализация — необходимый этап в прогрессе форм организационного опыта. Благодаря ей в каждой отрасли труда и познания было собрано огромное количество материала и методы совершенствовались несравненно быстрее, чем это было раньше. Но она имеет и другую сторону, которая с ее развитием выступает все сильнее и резче.

Специализация ведет к расхождению методов. Развиваясь самостоятельно, каждая отрасль, практическая или научная, идет своими особыми путями и все более отдаляется от других. Вследствие этого их общение между собой уменьшается, а это ведет к их еще большему взаимному отдалению. 

Но дробление не было абсолютным; с самого начала имелась и иная тенденция, которая долго не была заметна благодаря сравнительной слабости, но все время пробивала себе путь, и особенно усилилась с прошлого века. Общение между отраслями все-таки было, и методы одних проникали в другие, часто вызывая в них целые революции. И в технике, и в науке ряд величайших открытий, едва ли не большинство их, сводился именно к перенесению методов за пределы тех областей, где они первоначально были выработаны.

Тектология должна научно систематизировать в целом организационный опыт человечества.

философия ушла в пустые абстракции и выродилась в новую схоластику

Всеобщую организационную науку мы будем называть «тек­то­логией». В буквальном переводе с греческого это означает «учение о строительстве». «Строительство» — наиболее широкий, наиболее подходящий синоним для современного понятия «организация».

II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ

Первые попытки точно определить, что такое организация, привели к идее целесообразности.

В. МЕТОДЫ ТЕКТОЛОГИИ

Методы всякой науки определяются прежде всего ее задачами. Задача тектологии — систематизироватьорганизационный опыт; ясно, что это — наука эмпирическая и к своим выводам должна идти путем индукции.

=== С. ОТНОШЕНИЕ ТЕКТОЛОГИИ К ЧАСТНЫМ НАУКАМ 
И К ФИЛОСОФИИ ===

III. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРУЮЩИЙ

1. Конъюгация

во всей своей деятельности — в практике и мышлении — человек только соединяет и разделяет какие-нибудь наличные элементы. Процесс труда сводится к соединению разных «материалов», «орудий» труда и «рабочей силы» и к отделению разных частей этих комплексов, в результате чего получается организованное целое — «продукт».

первичный момент, порождающий изменение, возникновение, разрушение, развитие организационных форм, или основа формирующего тектологического механизма, есть соединение комплексов. Мы будем обозначать ее термином, взятым из биологии, более глубоким по смыслу и международным по применению, —конъюгация[20].

Надо отчетливо представлять себе всеобщность этого понятия, чтобы тектологически им оперировать. Конъюгация— это и сотрудничество, и всякое иное общение, например, разговор, и соединение понятий в идеи, и встреча образов или стремлений и поле сознания, и сплавление металлов, и электрический разряд между двумя телами, и обменпредприятий товарами, и обмен лучистой энергии небесных тел; конъюгация связывает наш мозг с отдаленнейшей звездой, когда мы видим ее в телескоп, и с наименьшей бактерией, которую мы находим в поле зрения микроскопа. Конъюгация — усвоение организмом пищи, которая поддерживает его жизнь, и яда, который его разрушает, нежные объятия любящих и бешеные объятия врагов, конгресс работников одного дела и боевая схватка враждебных отрядов..

Синтез, соединение.

(Напоминает Бехтерева)

Мировая ингрессия в современной науке выражается как принцип непрерывности. Он определяется различно;тектологическая же его формулировка проста и очевидна: Между всякими двумя комплексами Вселенной, при достаточном исследовании устанавливаются промежуточные звенья, вво­­­дя­щие их в одну цепь ингрессии.

Конъюгация, ингрессия, связка, дезингрессия, граница, кризисы С и кризисы D — все это основные понятия для формирующего тектологического механизма; они послужат нам для исследования различнейших случаев образования организационных форм, комплексов, систем. 

1. Синтез, непрерывность явлений, связь явлений, прерывность, границы, кризисы – основные понятия т.

2. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРУЮЩИЙ

== IV. УСТОЙЧИВОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ ФОРМ ==

Кризис военного бессилия был, как известно, лишь внешней сто­роной хозяйственного кризиса, глубокого и затяжного, который опу­с­тошил Римскую империю, начавшись непосредственно вслед за мо­ментом наибольшего ее процветания.

Он не имеет главного процесса, который следует анализировать, например «познание». Диалектика этого процесса выявляет главные структурные особенности.

Закон Ле-Шателье формулируется так: если система равновесия подвергается воздействию, изменяющему какое-либо из условий равновесия, то в ней возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению.

Уже давно из опыта известно, что закон этот действителен не только для физических и химических систем, но и для многих других. Так, живые организмы в обычных условиях относятся к внешним воздействиям подобным же образом. Если человеческое тело подвергать охлаждению, в нем немедленно начинают усиливаться окислительные и другие химические процессы, развивающие теплоту; если же нагревать его извне, то повышается потоотделение с испарением, поглощающим теплоту. Таков же смысл «съеживания» от холода, причем уменьшается поверхность охлаждения – кажется этот же закон применим к революции и реставрации…

«где тонко, там и рвется, — пункты наименьших сопротивлений определяют судьбу всякой системы как целого»