Fandom

System of knowledge Wiki

Рассмотрение причин революции на основании материала Жореса

999pages on
this wiki
Add New Page
Comments0 Share

Предыдущая: 4 автора о причинах Французской революции

1. Недостаток методологии Жореса

Методология Жореса отличается рассеяностью и расплывчатостью. Громадные куски материала нагромождены один на другой без четкой и ясной связи, без разграничения и классификации, без четкой "локальной гипотезы" и конкретного материала, который ее подтверждает. Мне кажется, что Жорес просто набрал материал, и не позаботился о том, чтобы его обработать, т.е. подходящим образом анализировать.

2. Общее состояние французского хозяйства

В период который нас интересует, сельское хозяйство является преобладающим. Общее состояние развития французской промышленности можно охарактеризовать как мануфактурное, т.е. состояние производства предшествующее машинному, где основной характеристикой является разделение труда и кооперация между производителями.

3. Основная сфера хозяйства (сельское хозяйство)

По свидетельству Жореса, примерно за 25 лет до начала революции начался значительный прогресс в земледелии. Он проявлялся в переходе от экстенсивного земледелия к интенсивному за счет капиталовложений в орудия труда и постройки, за счет применения новых научных методов в сельском хозяйстве. Так, например, в 1785 году в Париже было основано Королевское общество земледелия. Его председатель, маркиз де Герш, говорит в 1786 году : "промышленность должна прийти на помощь запущенному земледелию отдаленных провинций", и требует "помощи химиков, механиков и натуралистов". В провинциях создаются подобные общества для применения научных знаний в сельском хозяйстве.

Обновлению сельского хозяйства мешают старые феодальные порядки, и в частности налог под названием десятина, и сама манера его сбора. Вот наказ крестьян округа Шательро Генеральным Штатам: "все согласны с тем, что существует только одно эффективное средство против всех зол (низких урожаев с тощей почвы, малочисленности и дороговизны скота): оно заключается в расширении естественных лугов и травосеяния. ПРАВИТЕЛЬСТВО, КОТОРОЕ ОСОЗНАЛО ВАЖНОСТЬ ЭТОГО, РАСПОРЯДИЛОСЬ О РАСПОСТРАНЕНИИ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДСТВО ИНТЕНДАНТОВ, А ЗАТЕМ И ЧЕРЕЗ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ, ИНСТРУКЦИЙ О РАСШИРЕНИИ ЛУГОВ И ПРИМЕНЕНИИ ЛУЧШИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТОГО. Но если преимущества такого земледелия для плодородия земли беспредельнны, то и затраты на него тоже беспредельно велики. К прямым расходам на создание лугов надо еще прибавить издержки на покупку семян и удобрений, а также и отсутствие дохода в течение первых лет, очень стестнительное для тех, кто имел смелость пойти на подобные начинания. Мы видим, что некоторые получатели десятины торопятся задушить эти старания в кантонах, где десятина с лугов (зеленая десятина) не взималась. Они требуют уплаты десятины с новых и с искусственно созданных лугов. Они грозят и запугивают наиболее робких, заставляя их, таким образом, платить этот вид десятины ... Между тем, последствия этих противозаконных поборов гибельны для земледелия. Легко доказать, что десятина из одинадцатой дани с виноградников и новых лугов, очень дорогого вида хозяйства, не может быть меньше одной пятой, чаще всего - одной четвертой, а иногда и третьей части чистого дохода. Введение такого огромного налога на луга может лишь разорить земледельца и привести его в отчаяние. Это злоупотребление создает еще новые помехи, т.к. земледельцы считают невыгодным распахивать старые луга, с которых получатели десятины ее не взимают, и заменять их новыми, с которых они ее требуют. А КАК РАЗ ТАКОЕ ПОСТОЯННОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ЛУГОВ В ПАХОТНЫЕ ЗЕМЛИ И ПАХОТНЫХ ЗЕМЕЛЬ В ЛУГА могло бы сделать почву более плодородной, возродить земледелие и вдохновить земледельцев; и как раз этой спасительной реформе противодействуют получатели десятины вопреки разуму, справедливости и своим собственным интересам."

Феодальная система владения землей также предполагала право дворян на охоту на любой территории, вне зависимости от хода сельскохозяйственных работ. "Крестьяне не имели права убивать дичь, хотя та было в изобилии и опустошала их участки. Они могли косить траву на своих лугах лишь в сроки, указанные сеньором, и лишь тогда, когда куропаткам уже не грозило попасть под косу. Иж даже обязывали оставлять на своих лугах убежища для дичи."

Возьмем виноделие. "Право бонвена заключалось в том, что только сеньор имел право продавать свое вино в течение месяца или сорока дней." Если только сеньор мог продавать свое вино, то крестьянин не мог его продавать. Как смотрел на это крупный буржуазный винодел, в погребах которого можно было найти множество бочек вина? Он видел в этом только одно: посягательство на его право свободной торговли.

Скотоводство: "В районах обычного права стадо не могло пастись даже на общинной земле без уплаты сбора, именуемого блере; сеньоры утверждали, что общинные земли были некогда уступлены ими на правах цензив..."

4. Вторичная сфера хозяйства (торговля и мануфактура)

С одной стороны, капиталистическое хозяйство вытесняет цеховое хозяйство. Об этом свидетельствует увеличивающийся объем торгового оборота. Оборот торговли ярмарки в Каннах, в 1715 году, составил 2500 тысяч ливров, а в 1767 году - 9 миллионов ливров. Оборот торговли ярмарки в Бокере, где главным товаром были текстильные изделия, в 1750 году равнялся 14 миллионов ливров, а в 1788 году 41 миллион ливров. В 1708 году из Марселя в Левант было вывезено 10700 штук сукна, а в 1750 уже 59000 штук.

С другой стороны, феодальные порядки стесняют развитие мануфактур. Например, в кожевной промышленности Парижа камнем преткновения был королевский штемпельный сбор. Дюпон де Немур, депутат от третьего сословия, составил следующий наказ: "Этот налог несправедлив сам по себе, ибо он установлен в размере 15% общей стоимости товара, то есть более 50% прибыли, которую на нем можно получить. Он связан с теми же обысками и притеснениями, как и взимание косвенных налогов. Он связан с еще более жестокими притеснениями, потому что чиновники властны не только подозревать и обвинять в обмане, но и подозревать и обвинять в одном из самых позорных преступлений, в подделке! И когда им вздумается бросить столь жестокое обвинение, то даже самый честный человек не в силах убедить их в том, что они ошибаются. И для спасения своей чести ему остается только купить их молчание, как это мог бы сделать преступник.

В самом деле, из всех возможных материалов кожа наиболее способна садитсься от сухости, растягиваться от влажности, полностью деформироваться в результате последовательной смены того и другого. Таким образом, можно утверждать, что нет ни одного правильного клейма, которое по прошествии нескольких месяцев нельзя было бы счесть за фальшивое с большой долей вероятности, как и нет ни одного фальшивого клейма, тщательно сработанного, которое можно было бы по какому-либо признаку отличить от подлинного.

Эта невозможность точного определения была признана даже в преамбулах ряда законов, изданных по этому вопросу. И тем не менее этими законами установлены наказания ВПЛОТЬ ДО КАТОРЖНЫХ РАБОТ ДЛЯ МУЖЧИН И КНУТА ДЛЯ ИХ ЖЕН И ДОЧЕРЕЙ. Как будто, если бы даже и был обман, эти невинные создания могли сопротивляться воле отца и мужа...  Сбор с клеймения кож ужасающим образом сокращает производство и торговлю. Даже реестры управляющих взиманием этих сборов, расчеты, представленные ими с целью доказать, что взимаемый ими о сбор не так пагубен, как это утверждают предприниматели, о свидетельствуют о том, что работа кожевенных мастерских королевства сократилась вдвое за те 29 лет, что они обложены этим сбором..."

5. Выводы

Как в основной сфере хозяйства, так и во вторичных областях, революции предшествует значительный расцвет в развитии производства и экономики в целом. С другой стороны, старые общественные порядки тормозят этот расцвет, и временами просто душат всякие начинания.

Жорес делает наблюдение о технической революции vis-a-vis политической революции: "поскольку во Франции технический прогресс промышленности был более быстрым и более могущным, чем в Германии, поскольку с другой стороны, английские революции XVII века, бывшие уже отчасти буржуазными, вспыхнули еще до большого промышленного подъема XVIII о века, а во Франции, наоборот, движение началось лишь в конце XVIII века и было связано с возросшей промышленной мощью буржуазии, то именно во Франции политическая революция - достигший полной зрелости плод революции экономической - максимально приблизилась к полной демократии."

Во-первых, об отношении технической революции и социальной: социальная революция не может произойти на базисе старых форм производства; нужно чтобы старые формы производства уже начали вытесняться новыми для того, чтобы потребовался переворот в общественных отношениях. С другой стороны, новые научно-технические формы не могут полностью развиться, без предварительного переворота в общественных отношениях. Итак, технический переворот может начаться без социальной революции, но он только подготовляет почву для нее; социальная революция необходима для того, чтобы технический переворот мог продолжаться.

Во-вторых, если технический переворот происходит, а класс который призван его возглавить уклоняется от своей общественной миссии стать во главе общества (как буржуазия в Германии в XIX веке), то этот класс отбрасывается в лагерь контрреволюции. Поэтому, следует рассмотреть, является ли рабочий класс революционным в век информационной революции?

В-третьих, целью социальной революции должно быть является "полная демократия", т.е. как мы бы сегодня сказали, самоуправление коллективов.

Дальше: штурм Бастилии 14 июля 1789 г.