Fandom

System of knowledge Wiki

Notes on "Symposium" of Plato

999pages on
this wiki
Add New Page
Comments0 Share

Платон, "Пир"слушать тут

1.

Symposiumnorthwall
По сути, это речи о любви. 

Дело происходит на званном обеде. После того, как все покушали, один из присутствующих - Павсаний - предложил не напиваться. Решили посвятить встречу беседе об Эроте, великом боге, которого еще не восхваляли. 

2.

Федр: Эрот - древнейший бог. Земля и Эрот родились вместе после хаоса. 

Для юноши достойный влюбленный - это величайшее благо. Любовь учит стремится к прекрасному. Влюбленный испытывает стыд перед любимым за свои недостойные поступки. Эрот внушает отвагу.

3.

Павсаний: существует не один Эрот, а два. Небесный и пошлый. Как и любое дело, любовь может быть красивым или безобразным делом. Пошлая любовь - ради тела. Красивая - ради души, притяжение к сильному, достойному. К высоким нравственным качествам.

Любовь нужно проверять временем.

4.

Эриксимах, доктор: Эрот живет не только в душе, но и во всем сущем. Эрот управляет врачеванием, гимнастикой, музыкой, и др.

Эрот примиряет противоположности.

5.

Аристофан, драматург: Эрот - устремление человека к целостности. Люди в отдельности - это половинки целого. Любовь - это жажда целостности. 

6.

Агафон: Эрот бежит от старости. Неразлучен с молодыми людьми. Нежен. Обитает в самых нежных местах, в мягких душах. Гибкий, ибо пролазит везде. 

Эроту служат добровольно. Он храбр, причастен к поэзии, музыке, а также ко всем искусствам.

7.

Сократ, философ: любовь - это вожделение к тому, в чем испытываешь нужду. Эрот - это вожделение, или устремление, к красоте. Прекрасное = доброе. Значит, это устремление к добру. 

Диотима, мудрая женщина, учила: любовь - это среднее между красотой и безобразием. 

Бог Эрот любит красивое. Он беден. Некрасив. Бомж. Занят философией. 

Счастье - это обладание благом. Любовь есть устремление к прекрасному, или благу. А значит, и к счастью.

Творчество - это переход из небытия в бытие. Все ремесла и искусства по сути творчество. Однако, этим именем мы называем только поэзию, музыку, живопись, и т.д.

Также и всякое устремление к благу и счастью есть по сути любовь. Однако, не все виды любви мы называем этим именем. Например, не называем любовью устремление к благу через деньги. 

Люди желают обладать благом вечно.  Все люди беременны, как телесно, так и духовно. 

Любовь - это стремление родить и произвести на свет, в красоте. Рождение - это доля бессмертности, которая выпадает на долю смертного. Значит, любовь - это стремление к бессмертности. 

Когда хотим телесное бессмертие, мы обращаемся к женщинам. 

Беременные духовно вынашивают разум, одну из его форм.

Духовные творения более бессмертны, чем физические. Например, творения поэтов.

У любви есть путь. Он начинается с любви к 1 прекрасному телу. 

Дальше выясняется родстенность одного  прекрасного тела к другому. Поэтому, любить прекрасное - значит любить все прекрасные тела. Поэтому, любовь к одному телу - ничтожная и мелкая.

Затем, появляется красота души. Это выше, чем красота тела.

От любви к нравам переходим к любви к наукам, знанию. Это море красоты. 

Затем появляется прекрасное само по себе. Все другие виды прекрасного причастны к этому. 

Таким образом, мы поднимаемся от отдельных видов прекрасного к прекрасному самому по себе. 

Имеем следующую прогрессию:

1 тело

множество тел

душевная красота, красота нравов

красота в знаниях

красота сама по себе - но что это?

Из красоты рождается истинная добродетель. 

8.

Алкивиад: хвалебная речь в пользу Сократа. Внешне он безобразен, но внутри удивительно богат и красив. Самообладание Сократа проявилось на войне. Он спокоен перед врагами, как перед друзьями.

9.

Заключение. Все перепились, только Сократ остался с двумя собеседниками до рассвета выяснять вопрос связанный с природой драматургии. После того, как все его собеседники заснули, Сократ встал, как ни в чем не бывало, умылся, и провел день обычному расписанию.